ЖКХ: платить или не платить?

Почему при общем нормативе потребления воды одни потребляют, как и положено, по 4,3 кубов горячей и 6,3 – холодной в месяц, другие – по 13 и 9 соответственно? И кого за жизнь такую непростую и нервную винить?

В первую очередь – себя, собственников. По данным мониторинга московского управления федеральной антимонопольной службы, сегодня в столице договоры с управляющими компаниями подписали примерно половина жильцов. Причем это хорошие новости. Годом раньше степень сознательности колебалась на уровне от одного до трех договоров на дом. В то время как именно эти бумаги и никакие другие регламентируют финансовые отношения москвичей и коммунальщиков.

"Проконтролировать наличие или отсутствие нарушений можно только в том случае, если у граждан есть договор", - предупредил глава УФАС Москвы Владимир Ефимов в ходе пресс-конференции. – Договор управления четко предусматривает перечень услуг, которые необходимо оказывать, их периодичность и стоимость. В случае если услуги не предоставляются, граждане вправе требовать соответствующего перерасчета".

А таких случаев в Первопрестольной – море разливанное. Его объем, в частности, поддерживается за счет ежемесячных квитанций за горячее водоснабжение. По словам Ефимова, в 2011 году участились жалобы на завышенные цены на ГВС. В ходе проверок выяснилось, что крупнейший поставщик услуги – Московская объединенная энергетическая компания (МОЭК) – по не ясной с точки зрения законодательства причине стала измерять горячую воду не кубическими метрами, а гигакалориями, затраченными на ее нагрев. Переплата со стороны управляющих компаний (а, соответственно, и москвичей, квартиры которых они обслуживают), по подсчетам УФАС, при такой тарифной политике составляет от 50 до 100 тыс. рублей в зависимости от размера дома.

Впрочем, как заверил Ефимов, "в ближайшее время это нарушение будет устранено": факт его уже установлен. Что же касается чрезмерного водопотребления, которое приписывают горожанам без приборов учета, то здесь, как оказалось, придраться не к чему.

Сложившуюся практику руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Андрей Цыбин мягко обозначил как "систему стимулирования" к "экономии водопотребления". "В ставке планового нормативного расхода заложены так называемые общедомовые нужды – например, мытье лестничных клеток, — пояснил он в интервью агентству. – Человек, установивший счетчик, платит только по счетчику". Остаток же норматива "раскидывается" между его менее сознательными соседями.

Гораздо больше нареканий со стороны москвичей, согласно статистике обращений в УФАС, вызывает пункт "сод. и рем. жп", который суммирует стоимость жилищных услуг. К ним относятся крашеные (или нет) перила и двери, замена почтовых ящиков, вывоз мусора, починка крыши и другие манипуляции из разряда общедомовых. Сформировать такой "заказ" для управляющей компании может только собрание собственников.

Здесь возникает две проблемы. В старых домах такие собрания, по данным Ефимова, почти не проводятся. В новых, где собственники не успевают вступить в имущественные права, перечень услуг за них нередко определяет застройщик. Конфликты возникают тогда, когда оговоренные в договорах услуги либо не оказываются, либо оказываются, но из рук вон плохо или не те, которые нужны жильцам.

"Недавно мы рассматривали жалобу жителей одного из домов на Мичуринском проспекте, с которых управляющая компания умудрялась брать плату – дом новый – за подъем строительных материалов на этаж, за въезд машин на стройтерриторию, за изготовление пропусков для входа в здание", — рассказал Ефимов.

Когда за дело взялась ФАС, суд обвинил управляющую компанию застройщика в навязывании невыгодных условий. Но в подобных спорах антимонопольная служба может посодействовать только новоселам. В дела между собственниками и юрлицами суды вмешиваться запрещают: не полномочна ФАС участвовать в гражданско-правовых трениях.

В общем, все, что касается прав собственников – забота непосредственно собственников. Председателю общего собрания, к примеру, не запрещается следить за маневрами УК: как часто подрядчик вывозит мусор, где красит, что ремонтирует. Если обнаружатся несовпадения с договором управления, можно настоять на возврате денег.

Как уточнил Андрей Цыбин, "управляющая организация, согласно Федеральному закону №731, обязана раскрывать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, сведения о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок и условия оказания услуг, сведения об их стоимости и тарифах на коммунальные ресурсы".

"Необходимо требовать отчет от своей управляющей компании, — подчеркнул в свою очередь Владимир Ефимов, — о том, сколько фактических расходов понесено на управление многоквартирным домом, в каком объеме собраны средства с граждан на управление, и по результатам этого отчета — либо требовать перерасчет, либо изменять каким-то образом схему оказания тех услуг, которые они получают".

Есть еще, безусловно, Мосжилинспекция: по мере необходимости она контролирует деятельность управляющих компаний и даже составляет на основе мониторингов рейтинги самых совестливых. Но инспектор может проверить, насколько горяча вода в кране. А решить, нужно ли вам ремонтировать крышу, сколько должен стоить этот ремонт и где купить материалы со скидкой, не может.

В каждом округе Москвы, по словам Цыбина, на случай разноголосицы во мнениях работают конфликтные комиссии. Создан, кроме того, центр реформы ЖКХ, сотрудники которого могут собрать ваших соседей в одном помещении и инициировать обсуждение о смене неугодной управляющей компании.

И еще. В соответствие с действующим жилищным законодательством, ЕПД в обязательном порядке должен включать жилищные и коммунальные (свет, вода, отопление) услуги. Это не обсуждается. А вот дополнительные позиции вроде домофона, содержания приборов учета, антенны или охраны, как подчеркивает глава УФАС Москвы, "могут появиться в платежном документе только с согласия общего собрания".

"Если соответствующего решения не принималось, — объяснил Ефимов, — гражданин вправе потребовать от ГУ ИС, который выставляет счет, исключения данной строчки, либо проведения общего собрания по выбору, скажем, другого поставщика той же услуги, который попросит за нее меньшую плату".

Он добавил, что "лучше собственников никто не определит, как правильно управлять их общим имуществом. Если департамент ЖКХ начнет говорить, что в целом по Москве необходимо сделать вот это, вот это и вот это в многоквартирных домах – а у нас их более 30 тыс. – получится средняя температура по больнице, общекотловой метод, при котором соседи по улице будут платить друг за друга".

По мнению руководителя УФАС, в идеале было бы включить в тот типовой договор управления, который разработан и вывешен на сайте департамента ЖКХиБ, пункт об акте сдачи-приемки. Сделал – заплатили. А на "нет" всегда найдется другой поставщик. Но тут надо заметить, что идеал Ефимова не воплотится без предварительного воплощения идеалов Цыбина.

А мечтает он (вернее, "ставит задачу") о "создании реальной конкуренции" на рынке ЖКХ. "Если мы такой рынок реальный создадим, если действительно в нашем реестре будет достаточное количество подрядных организаций, которые смогут качественно обслуживать жилой фонд, то, я думаю, проблема будет решаться в нужном для нас направлении – качество услуг будет повышаться".

Ну а если не создадим, то, по прогнозу Цыбина, система продолжит работать по принципу "хотели как лучше". И здравствующие ныне рыночные игроки не перестанут диктовать москвичам условия.